О вопросах предоставления дополнительных гарантий обеспечения занятости инвалидов при их трудоустройстве

Действующее законодательство предусматривает особенности регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников, в том числе с учетом такого субъективного основания, как состояние здоровья работника. В Трудовом кодексе РФ (далее – Кодекс) особенности регулирования труда инвалидов, предусмотрены статьями 92, 94, 96, 113, 128, 179, 224. Кроме того, положения, касающиеся правового регулирования трудовых отношений инвалидов, нашли свое закрепление в Федеральном законе № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов)  и в Федеральном законе №1032-1 - ФЗ от 19.04.1991г. «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости).

Легальное определение понятия «инвалид» закреплено в ст. 1 Закона о социальной защите инвалидов, согласно которой инвалид - это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Конституционный принцип равенства, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ, находит свое отраслевое закрепление и развитие в ст. 3 ТК РФ, запрещающей дискриминацию в сфере труда, и в ст. 64 ТК РФ, закрепляющей гарантии при заключении трудового договора.

В развитие принципа запрета дискриминации в Законе о социальной защите инвалидов закреплен принцип недопустимости дискриминации по признаку инвалидности, под которой понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно ст. 5 Закона о занятости государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К числу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, Закон о занятости относит, в том числе, и инвалидов.

Для обеспечения дополнительных гарантий по обеспечению занятости инвалидов предусмотрены различные формы трудоустройства, рассчитанные на разные категории инвалидов, в том установление квоты для приема на работу инвалидов.

Среди мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и обеспечению гарантий их трудовой занятости, в ст. 20 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено установление в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет необходимое количество рабочих мест. Таким образом, инвалид трудоустраивается в счет квоты на обычное рабочее место и должен соответствовать квалификационным требованиям по соответствующей профессии.

Под специальным рабочим местом для трудоустройства инвалидов понимают рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов (ст. 22 Закона о социальной защите инвалидов).

С 2011 года в нашей стране реализуется государственная программа «Доступная среда». В соответствии с этой программой предполагается увеличить долю занятых инвалидов трудоспособного возраста к 2020 году до 40 процентов. Представляется, что содействие трудоустройству инвалидов на открытом рынке труда, а также помощь в трудоустройстве тех инвалидов, которые способны выполнять отдельные виды трудовой деятельности с помощью других лиц, является более предпочтительным, чем простая выплата пособий по безработице, так как напрямую содействует реализации прав инвалидов в сфере труда.

22 мая 2018 года на заседании Совета по делам инвалидов при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края в том числе рассматривались вопросы:

1.     Об итогах реализации государственной программы Краснодарского края «Доступная среда» в 2017 году. Об организации работы по формированию безбарьерной среды в муниципальных образованиях Краснодарского края и реализации программ по созданию доступной среды.

2.     О доступности общественного пассажирского транспорта в муниципальных образованиях края для инвалидов по зрению, в том числе путем оснащения системой «Говорящий город».

3.     О повышении уровня занятости инвалидов в Краснодарском крае (выполнение поручения совета по делам инвалидов при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края 2017 года).

Совет по делам инвалидов указал исполнительным органам государственной власти Краснодарского края осуществлять контроль по трудоустройству инвалидов, в том числе в подведомственных государственных учреждениях и установить причины кратковременной работы инвалидов на рабочих местах, при этом осуществлять мониторинг численности работающих инвалидов.

Совет рекомендовал главам муниципальных образований  Краснодарского края рассмотреть в рамках территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений причины длительного незаполнения (более 3-х месяцев) работодателями квотируемых рабочих мест для инвалидов. Совместно с отделениями Ассоциации «Объединение работодателей Краснодарского края» обеспечить заполнение квотируемых рабочих мест для инвалидов в муниципальных учреждениях не ниже 90 % и поощрить всех работодателейв муниципальных образованиях, перевыполнивших квоту по трудоустройству инвалидов.

Протокол заседания Совета по делам инвалидов при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края №1 с принятыми решениями направлены главам муниципальных образований Краснодарского края для контроля за исполнением.

О вопросах предоставления дополнительных гарантий обеспечения занятости инвалидов при их трудоустройстве


snbt