Тимашевский район образован 1 февраля 1927 года. С 1978 года район существует в современных границах.

История Тимашевского района идет от Тимошевского куреня, одного из 38 запорожских куреней, прибывших в 1792-1793 гг. на Кубань в составе Черноморского казачьего войска.

Район расположен в западной половине Краснодарского края на Кубано-Приазовской низменности и центральной сельскохозяйственной зоне края.  

В настоящее время Тимашевский район-один их крупных экономически развитых агропромышленных районов Краснодарского края, входящий в десятку лидеров Кубани.

Главной достопримечательностью Тимашевского района является дом-музей семьи Степановых в городе Тимашевске- единственный в России музей, посвященный подвигу русской женщины- матери, девять сыновей которой не вернулись с фронтов Гражданской и Великой Отечественной войн.

Не случайно изображение матери, отдавшей своих сыновей Родине, нашло отражение в официальных символах района. Герб и флаг Тимашевского района утверждены решением Совета муниципального образования Тимашевский район 22 декабря 2004 года и внесены в геральдический регистр Российской Федерации под номером 1688.

С 1967 года государственный архив Тимашевского района возглавила Иванова Мария Афанасьевна. В это время территория Калининского района входила в состав   Тимашевского сельского района.

Располагался архив на ул. Пролетарской, 6 в одной комнатушке.

В 1968 году архиву выделили помещение в здании Тимашевского горисполкома по переулку Советскому, 3.

Площадь хранилища составляла 48 кв.м., стеллажи деревянные протяженностью 82 погонных метра, рабочий кабинет 10 кв.м. Дела хранились в связках.

Оргтехники не было, печатали документы в машбюро райисполкома.

В 1978 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1978 года № 5-92/15 «Об образовании Прикубанского района в городе Краснодаре, Калининского и Крыловского районов в Краснодарском крае» образован Калининский район.

В 1981 году 178 фондов Мария Афанасьевна Иванова передала в архив Калининского района.

Ежегодно архив под руководством Марии Афанасьевны выполнял плановые показатели. Справочная работа была небольшая, в год в среднем исполнялось от 10 до 20 запросов.

В 1982 году Иванова М.А. ушла на заслуженный отдых, но долгое время оказывала помощь ведомственным архивам района в описании документов.

Вторая сессия Тимашевского районного  Совета народных депутатов XVIII-го созыва от 29 сентября 1982 года утверждает заведующей районным архивом Лихонину Татьяну Павловну.

В 1984 году Тимашевский райисполком выделяет средства на ремонт архивохранилища и установку охранно-пожарной сигнализации. Деревянные стеллажи заменяются на металлические.

Приобретаются на картонажной фабрике архивные коробки и документы из связок помещаются в архивные коробки.

В 1993 году создается архив документов по личному составу, который возглавила Федорова Татьяна Георгиевна. В архиве было 2 фонда документов  по личному составу.

Осенью 1993 года глава администрации Тимашевского района А.А. Багмут решает вопрос о перемещении архивных документов в здание по улице Пионерской, 138. Площадь хранилища 120 кв.м. 1 рабочий кабинет.

В 1999 году архив по решению главы администрации Тимашевского района А.А. Чернышенко переезжает в здание по ул. Красная, 100.

В связи с ликвидацией и банкротством предприятий и организаций района, в архив поступает большое количество дел по личному составу.

Глава администрации Тимашевского района Булатецкий Г.И. выделяет помещение для размещения документов по личному составу в здании по ул. Красной, 102, площадью 140 кв.м.

Данное помещение оборудуется металлическими стеллажами. Документы помогают переместить военнослужащие двух войсковых частей, которые дислоцируются в городе Тимашевске.

С 2008 года архивный отдел принимает участие в реализации мероприятий ведомственных целевых программ «Развитие архивного дела в муниципальном образовании Тимашевский район» на условиях софинансирования с краем.

 В ходе реализации данных программ проведена работа по замене окон, установлены металлические двери вместо деревянных, проведен капитальный ремонт архивохранилищ, рабочих кабинетов, ремонт системы отопления, установлены сплит-системы в хранилищах и кабинетах, помещения хранилищ оснащены ОПС, приобретена сложная бытовая техника и оргтехника, переплетный станок, выполнены работы по замене кровли в здании по адресу ул. Красная, 100, приобретен планетарный сканер.

По состоянию на 1 января 2018 года в архивном отделе хранится 618 фондов, 51945 единиц хранения; из них 2 фонда документов личного происхождения – 282 единицы хранения; 180 фондов управленческой документации- 25077 единиц хранения; 429 фондов документов по личному составу -25348 единиц хранения; 1165 фотодокументов и 77 видеофильмов.

Протяженность стеллажных полок составляет 1935 погонных метров.

Документы хранящиеся в архивном отделе, подразделяются на управленческую документацию, документы личного происхождения, документы по личному составу.

В списке организаций-источников комплектования архивного отдела 46 организаций, в том числе по видам собственности:

государственная федеральная – 5

государственная краевая- 4

муниципальная – 27

негосударственная -10

Так уж исторически сложилось, что архивный отдел в отличие от других структурных   подразделений администрации выполняет двойную функцию – функцию органа управления архивным делом в муниципальном образовании и функцию    хранения, учета и использования Архивного фонда.

В архивном отделе хранятся документы в основном с 1943 года, но есть документы дореволюционного периода, это коллекция метрических книг церквей станиц Медведовской, Новокорсунской, Роговской, Тимашевской Кубанской области с 1874 по 1918 годы.

Эти ценнейшие книги сохранила в подвале собственного дома в годы оккупации района Томилко Полина Ивановна – заведующая отделом ЗАГС Тимашевского райисполкома.

Метрические книги в настоящее время востребованы, наши люди хотят знать историю своей семьи, свою родословную.

Исследователи приезжают из Краснодара, Москвы, Новосибирска, Харцызска Донецкой области, Тихорецка, Екатеринбурга, Армавира, Астрахани, Пятигорска, станиц Роговской, Калининской, Брюховецкой, Днепровской, Медведовской, Новокорсунской.

Проводим экскурсии для учащихся школ района.

Активно работают с документами в архиве ученики МБОУ СОШ № 15, музея «Истоки» ст. Роговской.

Дети пишут исследовательские работы , принимают участие в конференциях.

Частые гости в архиве наши краеведы Еланкина В.Я., Гончаренко К.А., Тараненко А.Ф., Бексровная Г.С., Покинько В.Р., Сычева А.П., Моденко Л.А. 

Ежегодно в архивный отдел обращаются более 6000 граждан за справками о подтверждении стажа работы, зарплате, сведениями о реорганизации организаций и учреждений района, о подтверждении права собственности на землю, строение, разрешении строительства домов, выделении и приватизации земельных участков.

С 2011 года в архивном отделе организована работа ГУ УПФР в Тимашевском районе по обмену электронными документами, содержащими информацию социально-правового характера, в том числе персональные данные граждан.

Архивный отделом администрации муниципального Тимашевский  район  взаимодействует с МФЦ в соответствии с регламентом по предоставлению администрацией муниципального образования Тимашевский  район муниципальной услуги «Предоставление архивных справок, архивных выписок и архивных копий». Административный регламент, а также формы запросов размещены на сайтах администрации муниципального образования Тимашевский  район и МФЦ, информационных стендах архива и МФЦ. Все изменения в Административном регламенте согласовываются с руководителем МФЦ.

Запросы граждан и организаций, поступающие в МФЦ, передаются для исполнения в архивный отдел курьером МФЦ, с ним же передаются в МФЦ подготовленные архивные справки. Факт передачи запросов в архивный отдел фиксируется в журнале курьера, после чего поступивший запрос регистрируется специалистом архивного отдела в установленном порядке в журнале поступивших запросов с пометкой в графе «примечание» - «МФЦ».

При получении готовой справки курьер МФЦ ставит на ней отметку (свою подпись и дату получения справки).

Запросы из МФЦ поступают в архивный отдел ежедневно.

Срок исполнения запросов, поступивших через МФЦ, от 1 до 30-ти дней.

Всего за 2017 год через МФЦ поступило 1322 запроса, выдано 1322 справки, связанных с подтверждением права собственности граждан на жилые дома, земельные участки, земельные доли, установление родства при вступлении в наследство, об определении стажа работы, выплате заработной платы и т.д., необходимые при назначении государственной пенсии.

Основные задачи архивного отдела

1. Основными задачами архивного отдела являются:

1.1. Организация архивного дела на территории муниципального образования Тимашевский район, в том числе в органах местного самоуправления муниципального образования Тимашевский район.

1.2. Обеспечения сохранности  и учет документов архивного фонда Тимашевского района, хранящихся в архивном отделе.

1.3. Комплектование архивного отдела документами архивного фонда Тимашевского района, отражающими материальную и духовную жизнь населения, историю муниципального образования Тимашевский район, имеющими историческое,  научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение,

1.4. Информационное обеспечение органов местного самоуправления муниципального образования Тимашевский район, удовлетворение прав граждан на архивную информацию, организация использования документов архивного фонда.

1.5. Организационно-методическое руководство деятельностью ведомственных архивов и организацией документов в делопроизводстве органов местного самоуправления муниципального образования Тимашевский район; содействие организациям, находящимся на территории Тимашевского района, независимо от их организационно-правовой формы в вопросах  обеспечения сохранности, комплектования и использования их архивов.

1.6. Методическая помощь в соблюдении муниципальными организациями законодательства и иных правовых актов в области архивного дела, а также соблюдением действующего законодательства другими организациями, расположенными на территории муниципального образования Тимашевский район независимо от их организационно-правовой формы.

Режим работы:

с 9-00 до 18-00 (пятница до 17.00)

перерыв с 13.00 до 14.00

Приемный день: четверг

Перечень документов, необходимый для исполнения запросов

 Для предоставления муниципальной услуги заявитель (его представитель) представляет МФЦ, в архив или по почте (электронной почте) следующие документы:

- письменный запрос на выдачу справки, выписки, копии архивного документа;

- документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя, который в свою очередь, представляет документ, подтверждающий полномочия физического лица действовать от имени заявителя; 

- копию трудовой книжки (при исполнении запросов, касающихся подтверждения трудового стажа, в том числе льготного, специальности, размера заработной платы, надбавок и льгот в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.