Архив школьного музея как источник по военной истории станицы Роговской

Большим подспорьем в изучении военной истории станицы Роговской является архив школьного музея «Светоч», который формировался на протяжении всего периода его существования.

Музей в 2004 году был открыт в одной из классных комнат Роговской МБОУ СОШ № 15 в здании 1916 г. постройки. Затем было совершено перенесение музея в главный корпус школы, где он располагается и ныне. С того времени изучение родного края и станицы осуществляется в ходе поисковой и научно-исследовательской работы учащихся и учителей, а также при работе с архивом школьного музея.

Многие предметы, вещи, фотографии, документы нашли своё достойное место в экспозициях музея, стали экспонатами. С ними можно познакомиться непосредственно у стендов.

Значительная же часть музейных материалов (воспоминания, фотографии, письма, документы, протоколы, периодика, отчёты поисковых групп, научные рефераты и др.) хранится в специальных тематических папках (фондах) и представляет собою так называемый архив музея.

Музей создан при школе, этим и определяется его специфика. Учителя и ученики являются не только главными создателями этого детского научного учреждения, но и основными пользователями музейного архива.

На любом этапе поисковой и исследовательской работы, когда собираемые материалы ещё находятся в руках следопыта, требование бережного отношения к документам и вещам является главным. Ещё более ответственным оно должно быть к архивным материалам. «Архивный документ живёт трижды… Первый раз – в реальной жизни, среди людей и вороха бумаг, на столах начальников, в шкафах и почтовых ящиках; второй раз – в тесных папках архивных фондов по соседству с такими же «единицами хранения», зачастую невостребованными, как и он; третий раз он живёт самой настоящей своей жизнью – как свидетель эпохи. Только в этой «третьей жизни» и заключается весь смысл существования архивного документа, которого и величают-то теперь историческим источником» [1].

Бережное отношение к архиву музея, однако, не означает запрет на ознакомление и изучение исторических источников, хранящихся в фондах. Принцип «не повреди документ» и условие работы с материалами только в помещении музея являются основными требованиями к исследователям.

Учителя чаще всего к архиву школьного музея обращаются при подготовке уроков кубановедения, классных часов, тематических мероприятий.

Учащиеся – делают выписки из документов для рефератов и докладов на уроках истории, литературы, кубановедения, подбирают материал к классному часу, фотографируют и т.п.

Нередко к архиву музея обращаются жители станицы Роговской. Кто-то просит списки роговчан, погибших в Великой Отечественной войне, чтобы найти в них фамилии своих родственников, кого-то интересуют сведения периода оккупационного режима немецко-фашистских захватчиков с августа 1942 по февраль 1943 гг., а некоторые работают с документами эпистолярного жанра военной эпохи.

Какими историческими источниками располагает школьный музей «Светоч»? Чем он может помочь изучающим военную историю своей станицы? Вот далеко не полный перечень фондов музейного архива:

  1. «Великая Отечественная война. Роговской передвижной военно-полевой госпиталь № 576».
  2. «Оккупационный режим немецко-фашистских захватчиков в станице Роговской с августа 1942 по февраль 1943 гг.».
  3. «Роговчане – освободители родной станицы».
  4. «Боевой путь роговских участников Великой Отечественной войны».
  5. «Навеки молодые. Выпускники школы 1941 года».
  6. «Учителя – фронтовики МБОУ СОШ № 15».
  7. «Роговчане – малолетние узники концлагерей».
  8. «Письма, опаленные войной».
  9. «Боевой путь 4-го кубанского казачьего кавалерийского корпуса. Судьбы роговских фронтовиков».
  10. «Анкеты роговчан – ветеранов Великой Отечественной войны».

Основную группу источников по военной истории станицы составляют воспоминания, фотографии, личные документы, грамоты, деловые бумаги: протоколы, ведомости, а также копии документов из фондов №№ 94, 111, 119 архивного отдела администрации муниципального образования Тимашевский район.

Папки фондов школьного музея открыты как для изучения, так и для пополнения. Познакомимся с некоторыми из них.

Вот папка из архива с надписью «Всё для фронта. Помощь роговчан в период Великой Отечественной войны». В ней копии документов из архивного отдела администрации Тимашевского района. Читаем: «…немецкими оккупантами по Роговскому району было разрушено: общественных зданий – 59, клубов – 10, железнодорожных станций – 2, элеваторов – 2, 3 мельницы и 3 мастерские» [2]. Все тяготы по восстановлению хозяйства легли на плечи  женщин и подростков. Например, по данным отчёта колхоза «Новая жизнь», в 1943 году в хозяйстве насчитывалось 146 дворов с населением в 472 человека, из них трудоспособных – 8 мужчин, 149 женщин и 24 подростка [3]. Но каким самоотверженным был их труд: всё для фронта, всё для победы!

После освобождения станицы Роговской 12 февраля 1943 года появилась необходимость ремонта дорог для дальнейшего продвижения частей Красной Армии. Сохранились архивы военного времени: «…выделить 800 человек местного населения для срочного ремонта участка дороги Ново-Джерелиевская – Степная… иметь при себе лопаты…» [4].

Год 1943. Директор школы Петров Л. С. Перед ним и перед педагогическим коллективом стояла нелёгкая задача: наладить процесс учебной деятельности. Школа была разрушена на 20%, нужно было её восстанавливать. В том же году все заведующие отделов народного образования получили «Памятки», в которых были поставлены задачи предстоящей работы. Вот она:

«1. Провести точный учёт наличия оставшегося школьного имущества.

  1. 2. Подвести итог убытков и разрушений в резерве каждой школы.
  2. 3. Провести подворовый учёт детей школьного возраста.
  3. 4. Организация интернатов при школах на будущий (1944) год.
  4. 5. Заготовка топлива во II квартале 1943 года.
  5. 6. Добиться для каждой школы земельного участка для создания продовольственной базы школы.
  6. 7. Ремонт зданий.
  7. 8. В летнее время организовать починку и пошив детской обуви и одежды.
  8. 9. Приобрести грифельные доски через Адлерскую Промкооперацию.
  9. 10. Заготовить чернила (из бузины) кустарным образом.
  10. 11. Организация детских домов, садов.
  11. 12. Борьба с безнадзорностью».

1 апреля 1943 года было принято постановление Военного совета Северо-Кавказского фронта об обеспечении войск фронта мясом и рыбой. Роговской, Тимашевский, Выселковский, Кагановический и Гражданский районы обеспечивали продуктами 9-ю армию.

Август 1943. Этот месяц насыщен тем, что на адрес Сельского Совета станицы из Тимашевского военкомата приходили телеграммы под грифом «секретно»:

«6 августа 1943 года.

Провести обучение девушек специалистов связи 8, 9 и 10 кл. (телеграфисток-морзисток). К занятиям приступить с нового учебного года. Производить в следующих % по отношению к объему числа учащихся девушек указанных классов:  телефонистки-0~5%; радио-телеграфистки-5~40%; телефонистки-морзистки-20~25%. В каждой школе вести подготовку только по одной из указанных выше специальностей».

Страна еще нуждалась в людях с военной профессией, и школа старалась помочь.

 Ещё одна телеграмма под грифом «секретно»: «Организовать сбор чёрного и цветного металла… привлечь пионеров, школьников, бойцов всеобуча и население Роговской с доставкой металлолома на место погрузки. С целью изготовления ещё большего количества танков, оружия, чтобы Красная Армия задушила техническими средствами своего злейшего врага – фашизм» [5].

Сами раздетые и голодные, наши земляки отдавали последнее фронту. Находим в архиве: «Задание городам и районам по изготовлению тёплых вещей для 9-й Краснодарской пластунской дивизии к 10 сентября 1944 г. Роговская отправила на фронт 30 пар тёплых носков, 30 пар перчаток-варежек, 10 шапок-кубанок, 10 телогреек» [6].

Есть в музейном архиве папка (фонд), в которой собраны материалы о военно-передвижном госпитале № 576, развёрнутом в станице с 22 февраля по 11 апреля 1943 г. Здесь хранятся воспоминания, фотографии санитарок госпиталя, бывших выпускниц нашей школы. Начальником госпиталя был Пётр Иванович Юрженко, а замполитом – Гуманюк. Госпиталь располагался во всех крупных зданиях станицы: в школе, в больнице. Каждый школьный класс – палата для раненых на 35 человек, а учительская – операционная. Умерших солдат хоронили в братской могиле на территории школы. В послевоенное время там установили памятник, фотография которого хранится в заветной архивной папке. Позже памятник демонтировали, останки погибших перезахоронили в Мемориальном сквере в центре станицы в 1969 году.

Фонды о Роговской в годы войны наиболее востребованы. Их изучают, готовясь к урокам мужества, подбирают (выписывают) нужные сведения для классного часа или встречи с ветеранами.

Так, на уроке «Роговская в пламени войны» ребята читают фронтовые письма, знакомятся с военными грамотами. С волнением читают письмо красноармейца Чуйко Василия Ивановича, направленное в станицу Роговскую на хутор Причтовый отцу Чуйко Ивану Парфентьевичу, полевая почта 16450 – В: «Письмо пущено 16 апреля 1943 г. Здравствуйте, дорогие родители. Я сообщаю вам, что пока ещё жив и здоров, чего и вам желаю. Я не писал письма потому, что Кубань была у немца. Некогда было писать. Был один раз ранен, но ранение лёгкое – в руку да в спину. Дела на фронте идут хорошо. В октябре месяце 1942 г. защищал Сталинград, там же был ранен, но всё же защитил Сталинград от наглых фрицев. Я вас прошу, как можно быстрей, напишите мне, как вы поживаете и как, в родной Роговской? Бои были или нет? Что фрицы натворили в станице? Я за все их зверства отомщу так, что они больше не пойдут на мою родную Кубань. Вот и всё, с тем до свидания. Остаюсь я жив, и здоров, чего и вам желаю. И не считайте меня погибшим. Ваш сын».

Чуйко Василий Иванович родился в 1920 г. в ст. Роговской. Перед войной служил в Тихоокеанском Военно-морском флоте. В августе 1942 г. ушёл на фронт, сражался под Сталинградом, освобождал Кубань. В 1943 г. Василий погиб. Его имя значится в краевой Книге Памяти и занесено на мраморную доску станичного мемориала погибших в Великой Отечественной войне.

Бесценны солдатские фронтовые письма. Подчас они отсылались с переднего края войны, писались наспех, в окопах. В этих незамысловатых треугольниках воссоздаётся подлинная картина сражения с врагом, трепещет живая душа тех, кого давно нет в живых.

Чувства и мысли человека на войне, его заботы и тревоги запечатлены в них – письмах с фронта. В своё время письма – памятки хранились почти в каждой семье. Теперь, к сожалению, многие из них утеряны. Бесценный дар музею предоставила дочь роговских фронтовиков Величинских – личную переписку с 1941 по 1945 гг. её родителей (всего 52 письма), которая достойно заняла почётное место в экспозиции музея в 2015 году.

С волнением просматривают школьники видеозапись интервью ветерана Великой Отечественной войны, учителя рисования нашей школы, Колегаева С.И., воевавшего, затем попавшего в немецкий плен, после освобождённого и репрессированного в 1946 г., отсидевшего в советских концлагерях 10 лет, в 1956 г. реабилитированного.

Семичасовую видеозапись интервьюирования ветерана школьному музею подарили научные сотрудники международной общественной организации «Мемориал» (г. Москва), которые летом 2009 г. работали в нашей станице по реализации проекта «Последний свидетель».

Бесценными как исторический источник являются фотографии военной поры, которых насчитывается в архиве музея несколько десятков. Фотоматериалы помогают получить зрительные представления и воссоздать события периода Великой Отечественной войны. «Чтение изображений» - это навык, которому нужно научиться и который следует развивать юным исследователям, а музей может помочь им в данной проблеме. О навыках грамотности говорят, когда человек может распознать буквы алфавита и прочитать написанное слово. Но понятие «грамотности» этим не ограничивается. Оно также включает навыки анализа, понимания и интерпретации текста в целом. Аналогичным образом, под «визуальной грамотностью» понимаются навыки «прочтения» фотографии. Для такого «прочтения» изображения необходимо выяснить, кто его создал и почему он сделал его именно таким, то есть, чем руководствовался автор? Также следует помнить об эмоциональном воздействии фотографий и об их влиянии на отношение к предмету.

Без исследований и изучения фондов архив мёртв. Понимая эту непреложную истину, мы стараемся, чтобы архив школьного музея был доступен для всех желающих знать военную историю своей станицы. С 2017 года часть архива была оцифрована: в электронную версию переведено 176 папок, в которых хранятся анкеты ветеранов Великой Отечественной войны, фотографии военного и послевоенного периодов, наградные листы, сканированные документы.

Список литературы и источников:

  1. Вестник архивиста Кубани. № 4. Краснодар, 2009. С. 146.
  2. Архивный отдел администрации Тимашевского района (АОАТР). Ф. 94. Оп. 1. Д. 11.
  3. АОАТР. Ф. 94. Оп. 1. Д. 12.
  4. АОАТР. Ф. 111. Оп. 1. Д. 15.л. 26.
  5. АОАТР. Ф. 119. Оп. 1. Д. 2. Л. 120.
  6. Краснодарская пластунская. Краснодар, 1990. С. 39.
  7. Архив школьного музея «Светоч» МБОУ СОШ № 15.

0011

0012

Наделяева Ирина Викторовна.

МБОУ СОШ № 15 имени Героя Российской Федерации Е.Д. Шендрика станица Роговская МО Тимашевский район.

Учитель истории и кубановедения, председатель первичной организации РОИА МО Тимашевский район.

Сот. тел. 89184131520.

Электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!