Что такое инициативное бюджетирование (ИБ) и зачем оно нужно?

ИБ – это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Одновременно с этим ИБ является механизмом определения приоритетов в расходовании бюджетных средств с участием инициативных групп граждан.

В настоящее время во многих странах реализуются проекты, отвечающие критериям инициативного бюджетирования. В числе важнейших признаков:

участие граждан на всех этапах реализации проектов;

участие представителей органов власти в обсуждении проектов;

распределение средств муниципальных и государственных бюджетов;

регулярность и ежегодная повторяемость проведения проектов;

открытость мероприятий и публичная отчетность о реализации проектов.

Инициативное бюджетирование – часть общемирового тренда возрастания масштабов участия территориальных сообществ в определении путей развития собственных поселений. В странах Евросоюза это явление получило название Community-led Development (CLD). В каждой стране вовлечение граждан происходит по-разному, но везде главной целью ставится активное участие граждан в процессе принятия решений. Это особенно важно, когда принимаемые решения непосредственно затрагивают территориальные сообщества.

Практика ИБ – это схожая по методологии, программе и дизайну деятельность органов власти, направленная на решение вопросов местного значения, при помощи выделяемых напрямую для этой цели бюджетных средств.

Наиболее известными практиками инициативного бюджетирования в России являются: Программа поддержки местных инициатив (ППМИ) Всемирного банка, партисипаторное бюджетирование (Европейский Университет совместно с Комитетом гражданских инициатив (КГИ), «Народный Бюджет» и «Народная Инициатива» в различных регионах РФ.

ППМИ реализуется в России с 2007 года и признана одной из лучших социальных программ Всемирного банка. В рамках программы реализовано несколько тысяч проектов в десяти регионах РФ: Ставропольском крае, Кировской, Тверской, Нижегородской областях, Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Республике Северная Осетия-Алания, Еврейской автономной области, Республике Саха-Якутия, Сахалинской области. Отличительными чертами данной практики являются непосредственное участие граждан в выборе приоритетных проектов, в реализации и контроле за проектами, софинансирование проектов.

Партисипаторное бюджетирование работает в Санкт-Петербурге, в ряде муниципалитетов Ленинградской, Вологодской, Кировской, Новгородской областей, ХМАО-Югра. В отличие от ППМИ, данная практика не предполагает софинасирования гражданами проектов. Участники бюджетных комиссий, отобранные жребием из числа заинтересованных в участии авторов проектов, обсуждают и совместно определяют, какие именно решения нуждаются в первоочередной реализации.

«Народный Бюджет» и «Народная(–ые) Инициатива(–ы)» – программы,

инициированные Общероссийской политической партией «Единая Россия» и Общенародным Фронтом (ОНФ) в ходе выборов 2010–2011 гг. В тот момент о своем участии заявили десятки российских регионов, свыше 80 миллиардов рублей были направлены на проекты, выбираемые с учетом мнения граждан. К сожалению, эти практики в последующие годы не получили своего развития.

В настоящее время в России идет активный поиск новых методов инициативного бюджетирования. В первую очередь, изыскивается возможность практики вовлечения городских жителей в инициативное бюджетирование.

 

Каков алгоритм инициативного бюджетирования?

От региона к региону механизмы вовлечения граждан в бюджетный процесс несколько видоизменяются. В общем виде алгоритм (порядок действий) предполагает следующие этапы.

По решению регионального органа государственной власти определяется сумма бюджетных средств на программу инициативного бюджетирования.

Утверждается дизайн практики ИБ, ее календарный цикл, принимаются соответствующие распоряжения, положения постановления. В редких случаях вносятся изменения в региональное законодательство.

Организуются общественные слушания, на которых граждане формулируют и обсуждают идеи по решению наиболее злободневных проблем. На этих встречах граждане обмениваются мнениями, формулируют свои и знакомятся с чужими предложениями. Важно, чтобы каждый имел возможность высказать свое мнение о приоритетах расходования средств. Затем при участии консультанта происходит отсев тех идей, которые не соответствуют формальным критериям (минимальная и максимальная стоимость реализации проекта, вопросы собственности, полномочий). Далее проходит голосование, на котором из оставшегося шорт-листа граждане выбирают самые важные идеи.

Инициативные группы при поддержке консультантов представителей муниципальной власти прорабатывают идеи, за которые было отдано наибольшее число голосов, и готовят проектную документацию по ним.

На реализацию проектов выделяется финансирование. В большинстве практик инициативного бюджетирования предусмотрен конкурс: финансирование получают не все выдвинутые гражданами проекты, а только те, которые набирают наибольшее количество баллов согласно сформулированным критериям. Еще одна особенность – софинансирование гражданами проектов, размер их вложений определяется самими гражданами на том же собрании.

В рамках стандартной процедуры госзакупок выбираются подрядчики, ответственные за практическое воплощение проектов, получивших большинство во время проведения конкурса.

 

Что такое конкурс проектов инициативного бюджетирования?

Конкурс проектов инициативного бюджетирования 2017 года.

Статистика заявок

В 2017 году состоялся первый общероссийский Конкурс реализованных проектов по инициативному бюджетированию. В конкурсе приняли участие проекты из 19 российских регионов. В состав инициативных групп, определявших приоритетные направления финансирования, вошли 2303 инициативных гражданина, а благополучателями реализованных инициатив стали почти 3,5 миллиона человек.

В номинации «Общественное партнерство» (оценивался размер софинансирования со стороны населения и бизнеса) победил проект Благоустройство центральной части города Инза (Ульяновская область). В рамках проекта был осуществлен ремонт мемориальной стены, устроены цветник и газон, посажены новые кустарники, установлены скамейки, уложена новая тротуарная плитка. Благодаря проекту условия отдыха граждан стали более комфортными.

В номинации «Общественное участие» (оценивалось количество граждан, принявших участие в процедурах реализации проекта) лидировал проект Ремонт и гравирование улиц с.Нижнечерекулево Илишевского района Республики Башкортостан. Уличные дороги внутри села не имели щебеночного покрытия и нуждались в ремонте, после дождя они также приходили в неровное состояние. В результате удалось провести ремонт и гравирование дорог протяженностью 7 км 748 м.

В номинации «Самый оригинальный проект» (в противовес типовым решениям оценивались новизна, наличие творческой составляющей) победил проект Этнофестиваль «Обряды народов Республики Коми» в с.Подчерье (Республика Коми). В рамках этнокультурного развития народов, проживающих на территории Республики Коми, городским округом «Вуктыл» 1 июля 2017 года был проведен этнофестиваль «Обряды народов Республики Коми» в с. Подчерье».

Каждый победитель получил возможность потратить по 100 тысяч рублей на софинансирование будущего проекта. Церемония чествования победителей состоялась на форуме БРИКС «Вовлечение граждан в развитие общественной инфраструктуры» 21–22 сентября 2017 года в Уфе. В 2018 году в рамках второго Всероссийского конкурса проектов было подано 330 заявок из 31 субъекта Российской Федерации. Приведем краткую информацию об участниках, одержавших победу.

Номинация «Общественное партнерство» (оценивался размер софинансирования со стороны населения и бизнеса):

Победитель – проект «Ремонт системы водоснабжения в деревне Сынгряново» (Республика Башкортостан). В рамках проекта был осуществлен капитальный ремонт водопровода, заложенного еще в 1973 году. Постоянные порывы старой, износившейся водопроводной линии создавали серьезные проблемы. Замена водопровода позволит бесперебойно обеспечивать все население деревни Сынгряново качественной питьевой водой в необходимых объемах.

Номинация «Общественное участие» (оценивалось количество граждан, принявших участие в процедурах реализации проекта):

Победитель – проект «Капитальный ремонт дорожного полотна улиц деревни Верхнебалтачево» (Республика Башкортостан). Уличные дороги в деревне не имели щебеночного покрытия и нуждались в ремонте. Весной, осенью и в дождливую погоду жителям было крайне сложно передвигаться не то что на легковых машинах, но и пешком. В результате реализации проекта удалось провести капитальный ремонт всех улиц деревни Верхнебалтачево: Центральной, Мира, Садовой, и пер. Мира. Общая протяженность улиц составляет 2,3 км.

Номинация «Самый оригинальный проект» (оценивались новизна и наличие творческой составляющей в противовес типовым решениям): Победитель – проект «Современный пирс на озере Сырковый Сор» (Ханты-Мансийский АО).

 

Источник https://budget4me.ru/